Лаборатория для народа

Лаборатория для народа

Интервью с лекарем Агинского дацана.

Весной этого года в Агинском была создана научная лаборатория по производству растительных средств и их обработке для создания лекарственных препаратов по рецептурникам Агинского дацана. Лаборатория создана под эгидой Буддийской Сангхи при Агинской Буддийской академии. Один из ее основателей, проректор академии, один из преподавателей Буддийской академии, штатный лекарь Агинского Буддийского дацана Юрий Цыденов любезно согласился рассказать о лаборатории.

– Юрий Цыремпилович, что представляет собой рецептурник Агинского дацана?

– Рецептурник – это рецепты лекарственных препаратов на основе тибетской медицины, созданных трудом многих поколений агинских лам. Есть большой рецептурник, оригинал его хранится в Бурятском научном центре Российской академии в Улан-Удэ. В большой рецептурник входят тысячи рецептов лекарственных препаратов. Есть малый рецептурник, более доступный для использования в практике лечащими ламами. Он ориентирован на произрастающие в Агинской степи травы. Все, что изложено в данном рецептурнике, можно у нас собрать. При сборе трав имеет большое значение фаза луны – при возрастающей луне мы собираем травы, помогающие при простудных заболеваниях, при убывающей – при нарушении обмена веществ. Имеет значение при сборе травы и сезон года. Зимой собираем стволы деревьев, кору. Затем, по мере созревания, идут подснежники, травы, лепестки, стебли, плоды шиповника, боярышника, дички. Когда все желтеет, но земля еще не замерзла – во времена Рихи, когда вода чистая, собираем корни. Собрать все можно, но еще нужно своевременно все обработать, почистить, пока травы не стали загнивать.

Вообще, кроме агинского рецептурника, таких трудов по лекарственным травам много – например, в Улан-Удэ много рецептурников Итегилова, есть монгольские, тибетские труды. Но агинский, повторяюсь, ценен тем, что он доступен в применении. Лечащие ламы «набили» по нему руку и рецепты создают уже свои, ориентируясь на них и исходя от организма больного.

– Куда поступают препараты, созданные в лаборатории?

– В научно-исследовательские институты и по дацанам Сангхи – их у нас покупают практикующие ламы по тибетской медицине. А по личным заказам мы не работаем – некоторые препараты очень дорогие, потому что в них входят компоненты животного происхождения – струя кабарги, желчь медведя, бивень мамонта, панты марала. Дело в том, что рецептурник создавался в то время, когда ламы легко могли приобрести бивень слона, например, в Тибете. А одного бивня хватит на всю жизнь для одного практикующего в тибетской медицине ламы-лекаря.

Говорят, сегодня создан заменитель струи кабарги – хотим испробовать его в лаборатории, насколько он хорош. Один грамм струи кабарги стоит 700-800 рублей, один грамм желчи медведя – 250 рублей, и все это влетает нам в копеечку.

– Какие препараты наиболее популярны?

– Первая партия препаратов, созданная в нашей лаборатории, закуплена Бурятским научным центром. Это препарат “Зондошо-6”. Это очень хороший препарат, применяется при загустении крови – разжижает кровь, расширяет сосуды, очищает печень. Хорошо раскупаются препараты для сердечно-сосудистых заболеваний, желудочно-кишечного тракта и препараты для лечения хронических заболеваний.

– На какой технике вы работаете?

– На недорогой технике, приобретенной в Китае. Там, к слову, есть самая различная техника, на которой можно обрабатывать лекарственные травы для создания препаратов. Технику, на которой мы работаем, закупали всем миром – на средства спонсоров, на выручку, полученную от продажи препаратов, кроме того, помогла и Сангха. Но мы не работаем на большое производство, это уже другой уровень, уже бизнес, для которого нужны плантации для посадки лекарственных трав, мощная техника. Мы работаем для народа, без громких слов.

– Допустим, найдется меценат, который захочет вам помочь, прочитав о лаборатории, сколько стоит нормальная техника, которую можно применить у вас?

– 120-150 тысяч рублей.

– А как вы думаете, как лекарь-лама, все-таки можно вылечить рак?

– Нет, как бы больно это не звучало. По тибетской медицине существует 1616 болезней, сгруппировав, скомпоновав которые получается 404. Из них 101 болезнь – сама приходит и уходит. Другая 101 болезнь – вылечивается ритуалами, молебнами. Следующая 101 болезнь лечится лекарственными препаратами. Последняя 101 болезнь не вылечивается, в эту цифру входит рак. Это ужасная болезнь. Больному человеку, который неизлечимо болен, нужно стараться делать благодеяния. Человеческая жизнь измеряется в благих деяниях. В болезни многое зависит от того, как ты мыслишь, от добра, благих деяний, которые ты несешь другим.

venom4u › Блог › Часть5.1 Иволгинский дацан.

В магазине мы встретились с экипажем из Железногорска(Лена и Алена) и вместе с девочками двинули в сторону Иволгинского дацана.

На подъезде к дацану есть интересная сопка, склон которой украсила надпись из мраморной крошки “ом ма ни бад мэ хум” — это одна из самых известных мантр в буддизме, которая означает “О жемчужина, сияющая в цветке лотоса”.

Читать еще:  Лечение рака болиголовом: рецепты настоев, отваров, мазей

Крыши буддийского монастырского комплекса видны издалека:

Припарковались мы на стоянке перед входом. Пока фотографировались и разглядывали ворота, к нам подошел человек и любезно предложил заказать экскурсию. Мы с радостью согласились.

Немного справочного материала(скомунижжено из интернета):

Иволгинский дацан
— самый известный дацан Бурятии и значимое место паломничества буддистов не только России, но и всего мира. Он носит название “Хамбын Сумэ”, и “Гандан Даши Чойнхорлинг”, в переводе с тибетского: “монастырь Колесо Учения, приносящее счастье и полное радости”. Это один крупнейших буддийских монастырских комплексов в Бурятии и духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России.
На территории дацана расположена резиденция Пандито Хамбо Ламы.
Дацан находится в Республике Бурятия, в селе Верхняя Иволга, он был основан в 1945 году.
За годы Советской власти, после проведения антирелигиозной политики в стране, Иволгинский дацан стал первым и единственным действующим буддийским храмом, теперь он является также памятником истории и архитектуры, музеем культового зодчества, который притягивает к себе не только буддистов-паломников, но и туристов из разных стран.
История: В 1945 году, в год окончания Отечественной войны, по многочисленным просьбам жителей “Постановлением Совета народных коммисаров Бурят-Монгольской АССР” было решено открыть “Хамбинское Сумэ” в Верхней Иволге. Местные буддисты начали собирать деньги на строительство и культовые предметы для храма, вскоре был построен деревянный дом, которому придали вид дацана. Узнавая о строительстве буддийского храма, все больше людей принимало активное участие. В том же году состоялась первая открытая служба, “Сахюусан хурал”, которую возглавил гэбши Галсан Хайдуб.
В 1951 году — власти выделили землю под создание монастырского комплекса, здесь построили несколько жилых домов для лам.
В 1970-1976 годах -происходило строительство храмов. Сначала в качестве Цогчен-дугана были Чойра-дуган и восьмистенный храм. Позже был построен другой, который стал выполнять функцию Соборного храма, Цогчен-дугана. А первоначальный восьмистенный храм преобразован в Деважин Сумэ, а в Чойра-дугане расположен факультет философии.
Современность: В XXI веке Иволгинский дацан приобрел совершенно особое значение, благодаря обретению буддийской святыни — Нетленного тела Пандито Хамбо Ламы XII Даши Доржо Итигэлова.
В настоящее время в монастырский комплекс входят:
Цогчен-дуган — центральный храм Иволгинского дацана, освящение его состоялось в 1976 году.
Майдарин-сумэ — небольшой деревянный храм Будды Майтреи, основанный в 1970-е гг.
Дэважин-сумэ — Рай Будды Амитабхи, глинобитное двухэтажное здание, возникшее в 1970-х гг., посвященное теме Чистой Земли, или Западного Рая, созданного Буддой Амитабхой, и называющегося Сукхавати на санскрите, или Дэвачен в тибетском языке.
Сахюусан-сумэ — деревянный дуган квадратной формы, посвященный Дхармапалам — защитникам Учения Будды. Он был построен в 1986 году.
Чойра-дуган — это здание было первым Цогчен-дуганом Иволгинского дацана, впоследствии преобразовано в факультет философии Чойра. Он был построен в 1947-1948 гг.
Ногоон Дара Эхын Сумэ, посвященный Зеленой Таре.
Этигэлэй Хамбо ламын Ордон — дуган, воссозданный по сохранившимся старым фотографиям, где пребывает Пандито Хамбо лама Итигэлов.
Оранжерея для cвященного дерева Бодхи.
Священные ступы-субурганы.
На территории дацана расположены здания резиденции нынешнего Пандито Хамбо Ламы Аюшеева, библиотека, а также учебные корпуса Буддийского университета Даши Чойнхорлин им. Дамба Даржа Заяева.
Здесь же находятся различные служебные помещения, дома лам и летняя гостиница.
При дацане действует визитно-информационный центр

И конечно же, фото.
На заметку: внутрь храмов заходить можно, но фотографировать не разрешается. Убранство очень яркое и красивое, но мы не решились нарушить правила “ради кадра”, так что прошу поверить на слово — побывать там стоит! 🙂

Буддизм (Иволгинский дацан/ Бурятия )

Иволгинский Дацан

Расположен дацан в 30 километрах от Улан-Удэ. Территория дацана 3 гектара. С 1937 года в Забайкалье не было официально действующих буддийских религиозных центров. Благодаря усилиям вернувшихся к 1945 году из ссылок и лагерей старых лам, в декабре 1945 года было разрешено открыть Хамбинское сумэ в селении Верхняя Иволга. С тех пор многие годы Иволгинский дацан являлся единственным буддийским религиозным центром на территории Бурятии.
Полное название Иволгинского дацана звучит так: Тугэс Баясгалантай Улзы номой Хурдын Хиид – Монастырь Колесо Учения, приносящее счастье и полное радости. В настоящее время Иволгинский дацан представляет целый монастырский комплекс и является резиденцией Главы буддистов России Пандито Хамбо Ламы.

Ансамбль монастыря включает: Цогчен-дуган, Сахюусан-сумэ, Майдарин сумэ, Деважин-сумэ, Чойра-дуган, дом Хамбо ламы, музей, гостиницу, жилые дома священнослужителей, субурганы и многочисленные хурдэ (молитвенные барабаны).

Хурдэ представляет собой круглый или восьмигранный цилиндр, диаметр которого может колебаться от десятков сантиметров до 1.5-2 метров. Через центр этого цилиндра и через оба его конца проходит вертикальная железная ось. В середине его закладывают длинный свиток, где записаны мантры-молитвы.

Назначение хурдэ состоит в том, что каждый верующий, проходя мимо них, мог прокрутить цилиндр, в который вложена молитва.

Читать еще:  Рак кожи этиология патогенез клиника лечение

Главный храм дацана Цогчен-дуган выстроен по принципу мандалы , древней религиозно-символической идеи, берущей свое происхождение из Индии. Охраняют здание 12 каменных львов. В алтаре Цогчен-дугана расположен пантеон тысячи Будд, огромная скульптура Будды Шакьямуни. Также там находится скульптура богини Лхамо покровительницы дацана. Каждый монастырь избирает себе в постоянные покровители одного из докшитов гениев-хранителей священного буддиского учения. Традиционно Лхамо изображается едущей на муле. Сама богиня трехглазая, устрашающей внешности, синего цвета.

На территории дацана расположены пять ступ субурганов. По сказаниям буддистов, устройство субурганов, как памятников замечательнейших священных событий, начато было в Индии еще при жизни Будды Шакьямуни; впоследствии субурганы воздвигались там не только на местах замечательных событий, но служили еще гробницами для лам, известных святостью своей жизни и своими подвигами на благо буддийской веры.

В религиозном смысле она почитается как символ Просветленного Ума Победоносных Будд. В домашнем алтаре (гунгарва), который есть у каждого верующего человека, можно увидеть маленькую копию ступы. Она является обязательным атрибутом любого буддийского алтаря.

Служа изображением священных предметов, долженствующих напоминать о славных событиях из истории буддизма, субурганы являются для буддистов такими же предметами поклонения и чествования, как статуи бурханов или божеств. Каждая их 5 субурганов имеет свое архитектурное решение. Одна из них посвящена основоположнику Петербурского дацана Агвану Доржиеву, другая деяниям Будды Шакьямуни, три различным аспектам Будды. Пятая ступа посвящена ламам, служившим в дацане.

11 сентября 2002 года в Иволгинском дацане состоялось вскрытие саркофага с телом Даши-Доржо Итигэлова (1852-1927 гг.). Тело было изъято из “бумхана” – места захоронения ламы в местности Хухэ-Зурхэн (“Синее Сердце” – бур.) в присутствии руководства и священнослужителей Буддийской традиционной Сангхи России. Спустя 75 лет с момента помещения тела Великого ламы сохранилось в прекрасном состоянии – в той самой позе лотоса, которую принял Итигэлов, когда, медитируя совершил чудо.

Решением Центрального духовного управления Сангхи России весной 2003 года в Иволгинском дацане (Республика Бурятия) началось возведение храма-дворца Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигэлова “Этигэл Хамбын ордон”. Согласно проекту, в этом храме-дворце будет явлено Драгоценное Нетленное Тело Учителя, статуи Будд, выполненные искусными руками бурятских мастеров прошлых веков.

Иволгинский дацан придерживается давно сложившегося порядка проведения богослужений: больших хуралов и ежедневных богослужений.


Кроме обрядовых ритуалов деятельность Иволгинского дацана также включает лечение прихожан с помощью лекарств тибетской медицины, в которой заложен многовековой опыт применения лекарственных средств природного происхождения. В тибетской медицине используется специфический метод диагностики заболевания пульсовый. Арсенал методов лечения различен: многокомпонентные порошки, в состав которых входят разнообразные составляющие растительного и животного мира, минералы, металлы. Большая часть сырья для эмчи-ламы (лекаря) поступает из Индии, Китая, Тибета. В 1991 году при Иволгинском дацане был открыт буддийский университет Даши Чойнхорлин (с тиб. “земля счастливого учения”) филосовского направления, 16 июня 1999 года получил лицензию высшего учебного заведения. В институте обучаются около 100 хувараков-студентов из разных регионов России. Студенты изучают буддийскую философию цанид, основы тантризма, медицину, астрологию, иностранные языки и другие науки. Преподавание ведут учителя из Тибета, Монголии, Индии. “Даши Чойнхорлин” выпускает буддийских священнослужителей, ученых-буддологов и воcтоковедов, специалистов по тибетскому и старомонгольскому языкам. В основе занятий лежит философия школы гелугпа.

История

Иволгинский дацан «Гандан Геже Даши Чойнхорлин»

Эта фотография Иволгинский дацан “Хамбын Хурэ” (буддийский монастырь) является собственностью сайта TripAdvisor

Иволгинский дацан – самый известный дацан Бурятии и значимое место паломничества буддистов не только России, но и всего мира. В переводе с тибетского языка «Риво Гандан Геже Даши Чойнхорлин» – «Обитель Совершенного Колеса Учения, Горы, Приумножающей Добродетели Тушиты».

Иволгинский дацан является резиденцией главы буддистов России XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева и носит название «Хамбын Хурээ». Это крупнейший буддийский монастырский комплекс в России и духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России.

Дацан находится в Республике Бурятия, в 36 км от Улан-Удэ, он был основан в 1945 году. В 1945 году вышло Постановление Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР от 2 мая 1945 года за № 186-ж «Об открытии буддийского храма «Хамбинское Сумэ» в улусе Средняя Иволга». Вскоре был построен деревянный дом, которому придали вид дацана. 12 декабря 1945 года во главе с гэбши Галсаном Хайдубом был проведен первый открытый молебен «Сахюусан хурал». В феврале 1946 года новогодние молебны – «Сагаалганай хурал» – прошли с соблюдением всех религиозно-обрядовых канонов. В 1951 году власти официально выделили землю для монастырского комплекса. Было построено несколько жилых домов для лам.

Иволгинский дацан стал первым действующим буддийским храмом после многих лет запрета на проведение религиозных буддийских обрядов, сейчас он является также памятником истории и архитектуры, музеем культового зодчества.

После обретения в 2002 году Драгоценного Неиссякаемого Тела XII главы буддистов России Пандито Хамбо ламы Даши Доржи Этигэлова, в Иволгинском дацане возведен Дворец Хамбо Ламы Этигэлова, теперь дацан является резиденцией двух Хамбо лам.

Читать еще:  Психологическая при лечении рака

В настоящее время в монастырский комплекс входят:

  • Согчен дуган – центральный соборный храм Иволгинского дацана, его освящение состоялось в ноябре 1976 года.
  • Этигэлэй Хамбо ламын Ордон – Храм-дворец Пандито Хамбо ламы Этигэлова. Этот дуган воссоздан по сохранившимся старым фотографиям одного из дуганов Янгажинского дацана, который строился до революции под руководством в то время ширээтэ ламы Янгажинского дацана Этигэлова.
  • Сахюусан сумэ – деревянный дуган квадратной формы, посвященный Дхармапалам – защитникам Учения Будды. Возведен в 1986 году.
  • Чойра дуган – это здание было первым Согчен дуганом Иволгинского дацана, впоследствии преобразовано в факультет философии Чойра. Возведено в 1947-1948 гг.
  • Диважин дуган – Чистая Земля Будды Амитабхи, глинобитное восьмистенное двухэтажное здание, возникшее в 1970-х гг. как Согчен дуган. Диважин, или Сукхавати (санскр.), Дэвачен (тиб.) посвящен теме Чистой Земли, или Западного Рая, созданного Буддой Амитабхой.
  • Майдарин сумэ – небольшой деревянный храм Будды Майтреи, основанный в 1970-е гг.
  • Жуд дуган – тантрический храм.
  • Маниин дуган – храм бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары (Арьяа Баалы).
  • Ногоон Дара Эхын Сумэ – дуган Богини Зеленой Тары (2010 г.).
  • Гунриг дуган – посвящен Будде Вайрочане, Божеству Гунриг. Освящение состоялось в 2014 году.
  • Оранжерея для cвященного дерева Бодхи.
  • Священные ступы-субурганы.

На территории монастырского комплекса также расположены здания резиденции действующего XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, резиденции Дид Хамбо ламы по Республике Бурятия Дагбы Очирова, учебные корпуса Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Дамба Даржа Заяева, библиотека, музей, Художественная мастерская «Эрхим Дархан» («Искусный мастер») и Галерея искусств народов Азии, различные служебные помещения, дома лам, столовая и гостиница.

При дацане действует визитно-информационный центр.

Ширээтэ Ламы Иволгинского дацана

Шэрээтэ Лама (ཁྲི་པ་བླ་མ།)- это титул, которого удостаивается настоятель дацана (монастыря).

Значение слова Шэрээтэ Лама, исходит от понятия «лама, имеющий трон (Шэрээ ཁྲི)». В некоторых текстах, Шэрээтэ Лама трактуется, как лама, восседающий на троне в центре дугана (храма).

В «Большом словаре земли снегов (གངས་ལྗོངས་ཚིག་མཛོད་ཆེན་མོ།)» говорится: «Шэрээтэ – на языке Шаншун означает: Храбрый, духовный герой (སེམས་དཔའ།)».

В некоторых районах Бурятии Шэрээтэ Ламу называют Ламхай, это понятие исходит согласно Жаиг – уставу (བཅའ་ཡིག), в каждой сангхе по уставу есть иерархия, самый высший иерарх -это Хамбо (མཁན་པོ།), его полномочия распространяются на все дацаны.

Далее ниже следует – Дид Хамбо (རྗེ་མཁན་པོ།), он же имеет полномочия на несколько дацанов.

Потом идет Лама (བླ་མ།), под этим понятием подразумевается Ламхай-Шэрээтэ, его полномочия распространяются лишь на один дацан, далее идут Ловбон или Соржо (སློབ་དཔོན། ཆོས་རྗེ།), Гыбгы (Гэсхы) (དགེ་བསྐོས།), Унзад (དབུ་མཛད།),

Засаг (ཛ་སག) и т.д, их полномочия заключаются в одном дацане, и на определенное направление.

Семантика слова Ламхай, произносительная норма [ламхэ]: «Лам» -Лама, наставник, «Хай» -уважительная частица.

Трон Шэрээтэ Ламы называют «львиный трон» (སེང་གེའི་ཁྲི), или же «золотой трон» (གསེར་ཁྲི).

Этот трон имеет восемь украшений:

  1. изображение Слона (གླང་པོ་ཆེ།), символизирующего 10 сил Будды (སྟོབས་བཅུ།),
  2. изображение Льва (སེང་གེ), символизирующего четыре бесстрашия (མི་འཇིགས་པ་བཞི།),
  3. изображение Антилопы Кришнасара (རི་བདག་ཀྲྀཥྞ་ས་ར།), символизирующей сострадание (སྙིང་རྗེ།),
  4. изображение Журавля (ཤང་ཤང་།), символизирующего контроль благодеяния – не благодеяния (དགེ་སྡིག་བྱ་ར།),
  5. изображение Лебедя (བྱ་ངང་པ།), символизирующего доброту (བྱམས་པ།),
  6. изображение Макары (ཆུ་སྲིན།), символизирующей милосердие (ཐུགས་རྗེ།),
  7. изображение Нага, Дракона (ཀླུ་འབྲུག), символизирующих мудрость (ཡེ་ཤེས།),
  8. изображение Гаруды (བྱ་ཁྱུང་།), символизирующей благословения, взгляды (བྱིན་རླབས་ལྟ་བ།).

Львиный трон бывает не только у Шэрээтэ Ламы, но и у Хамбо Ламы, почему же понятие Шэрээ акцентируется с Шэрээтэ ламой? Шэрээтэ Лама взял на себя ответственность за дацан, также Хамбо Лама не может бывать во всех дацанах одновременно, и Шэрээтэ Лама сам восседает на троне в центре или же выше относительно других лам.

Трон Хамбо Ламы и Шэрээтэ Ламы отличаются габаритами и числом олбоков (тюфяк, подстилка под трон), у Хамбо Ламы трон выше и шире, на нем семь олбоков, а у Шэрээтэ Лаиы пять олбоков.
Ламхай на хурале (служении) возглавляет несколько текстов, такие как Этигэл (Прибежище སྐྱབས་འགྲོ), Шибдаг дорма (Подношения яства хозяевам сакральных мест གཞི་བདག་གཏོར་མ།), Өва юрөөл (Напутствие благопожелание, посвящая заслуги བསྔོ་བ་སྨོན་ལམ།), а остальные тексты возглавляет Унзад лама.

В тибетской системе понятие Шэрээтэ имеет несколько значений:

  • Гандан Шэрээтэ (དགའ་ལྡན་ཁྲི་པ།), это глава традиции школа Гелуг,
  • Цогчен Шэрээтэ (ཚོགས་ཆེན་ཁྲི་པ།), это глава центрального дугана, а настоятелей этих дуганов называют Ловбон,
  • Галон Шэрээтэ (བཀའ་བློན་ཁྲི་པ།) – это премьер-министр.

Список Шэрээтэ Лам Иволгинского дацана:

1. Габжа лама Янгажинского дацана Ринчин Жамьянов (1946- 1950 гг.)

2. Габжа лама Анинского дацана Бал-Самбу Раднаев (1951- 1954 гг.)

3. Габжа лама Чесанского дацана Бадма-Доржо Жамбалов (1955-1967 гг.)

4. Габжа лама Янгажинского дацана Цыден Цыбенов (1967- 1974 гг.)

5. Габжа лама Тамчинского дацана Цыренжап Бальжиров (1974- 1976 гг.)

6. Лама Кижингинского дацана Нима Жапов (1976-1980 гг.)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector